Форум » Конкурс 2021 "Удивительное рядом, но..." » Рассказ №11 "Впервые в Сибири и, возможно, в мире" » Ответить

Рассказ №11 "Впервые в Сибири и, возможно, в мире"

Граф О'ман: Рассказ №11 ВПЕРВЫЕ В СИБИРИ И, ВОЗМОЖНО, В МИРЕ Бытовая фантастика В 1 в. до н. э. в Древнем Риме применяли кремацию умерших людей и строили колумбарии – специальные здания для хранилища урн с прахом. В настоящее время устойчивая традиция у землян,– хоронить всех усопших на кладбищах, – исчезла. Захоронение умерших в урнах после их кремации нужно не мертвым – это потребовалось живым для памяти о покойном. Первый в Сибири крематорий, спроектированный почетным гражданином города, архитектором Юрием Журавковым, был построен в 2002 году в Новокузнецке. В конце концов найдено место и для необыкновенного подземного колумбария в самом плотно населенном районе Кузбасса. Используя пустоту котлована одного из угольных разрезов, добывавших уголь, так называемым открытым способом, устроен колумбарий под землей. Впервые в Сибири! В кабинете руководителя угольного края на стене висит плакат с перефразированными словами Н. А. Некрасова: «Богат я, казны не считаю, Угля впредь – на тысячи лет! Я Землю мою убираю В леса, родники, солнца свет!» Первый подземный колумбарий включает в себя комплекс зданий и инженерных сооружений. Он покрыт крышей, поэтому его можно посетить, невзирая ни на снег, ни на дождь, ни на жару или на мороз. В подземном колумбарии гарантирована постоянная приточно-вытяжная вентиляция. Все здания и сооружения подземного колумбария ярко освещены и механизированы электрическими талям и лифтами, с целью удобного и комфортного достижения посетителем любой ячейки подземного колумбария. Кроме того, комплекс зданий и инженерных сооружений связаны между собой общей дорогой, ранее созданной по бортам котлована. Капитальная прочная дорога предназначалась ранее для перевозки угля большегрузными самосвалами и начиналась от поверхности земли до самого дна котлована, достигающего трёхсот метров в глубину. Весь объём котлована используется полностью, заменив шесть городских кладбищ ближайших городов и имея перспективы на дальнейшее развитие. Многоэтажные блоки ячеек, подобные стеллажам в библиотеках и в архивах, установлены на своих фундаментах и имеют своеобразные проёмы-проезды для управляемых электрических талей, перемещаемых по монорельсам, и для пассажирских электрокаров. Любая ячейка в колумбарии удобно и быстро достигается за счет электрических талей, оборудованных креслом на тросах каждой тали. Кресло можно остановить у заказанной ячейки на уровне груди посетителя, чтобы удобно было ухаживать за ячейкой. Вблизи от ячейки в проёмах-проездах устроены откидные ступеньки, чтобы можно было на них вставать, а также откидные скамеечки и столики. Управляемые тали связаны внутренней связью с обслуживающим персоналом и видеоаппаратурой для видео контроля. Пожилого человека, и даже инвалида, доставят к нужной ячейке на пассажирском электрокаре. Что вы могли узнать о покойном на кладбище? Только фамилию, имя и отчество, а также две даты (рождения и смерти). О жизни покойного могила молчала. Главным достоинством подземного колумбария является то, что в его надземных зданиях размещены культурно-социальные подразделения. Здесь располагаются большой и малые залы, служащие для проведения встреч родственников и друзей в заметные даты. Например, в День рождения похороненного здесь человека, даже с устройством концерта, или для мероприятий в Родительский день и в другие Дни памяти. В малых залах можно посмотреть видеозаписи из жизни покойного. В местном ресторане проводят поминальные обеды. В небольшом зале со свободным входом и выходом в любое время непрерывно демонстрируют виды природы, сопровождаемые жизнерадостной и мелодичной музыкой, например, талантливого новокузнецкого композитора Виктора Горшкова. Можно бесконечно наблюдать на экране бурлящие и плавные, искрящиеся на солнце струи воды среди камней горных речек! Здесь можно отдохнуть и расслабиться. Гостиница для приезжих издалека входит в состав наземных зданий. Также работает круглосуточно автостоянка. Вокруг – богатая живописная сибирская природа. Вдоль аллей посажены именные деревья, аллеи украшены художественными мемориальными скульптурами и баннерами с мыслями известных творческих деятелей о жизни, памяти и о нахождении души. В архиве наземных помещений, по желанию родственников, хранят бесценные материалы: автобиографию усопшего, мемуары о нем, родословную (генеалогическое древо или таблицы), аудио- и видеозаписи, фотографии, каталоги и его эксклюзивные творческие произведения, в том числе – технические. Небезынтересно, что в архиве хранится медицинское заключение патологоанатома. Всё это представлено на электронных носителях (флэшках, компакт-дисках). Эти материалы являются, как бы продолжением тех записей актов гражданского состояния, которые ведутся в ЗАГСах, но более расширенные. Раньше записи о рождении, крещении, венчании и смерти человека вели в церковных книгах, как обязательные, даже с фамилиями совершающих обряд и свидетелей. Любознательным потомкам легче будет составить свою родословную, посетив подземный колумбарий, даже через много лет, из его исторических кладов: архива, аудио-, видео - и библиотеки. Обычно люди страдают ностальгией по Малой Родине, о проведенном в детстве времени. У потомков просыпается генный патриотизм. То, что передавалось из поколения к поколению в устной форме, к сожалению, забывалось и нередко искажалось. Рассматривая видеозаписи из жизни покойного, чувствуешь, что душа, хоть и невидима, но реальна. Душа является внутренним, психическим (чувственно-эмоциональным) миром человека, его сознанием. Она проявляется в видимых чертах характера, в мимике лица, в действиях человека и в отношении его к другим людям и вещам. Душу каждый чувствует: и свою, и чужую. Это нечто из рода биоволн со своими параметрами: частотой, амплитудой и другими свойствами. Поэт Фёдор Тютчев интуитивно чувствовал, что природа имеет душу: «Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…» Индивидуальность характера и любовь – главнейшие свойства души. Вот он розовый цвет – на рассвете, Чистота юных лет на Планете. Выше солнце взойдёт – всё виднее кругом, Но рассветов таких мы уже не вернем! Вспомнились слова задорного жизнелюба, персидского математика, астронома, ученика Ибн Сины, философа и поэта Омара Хайяма (1048 – 1123 гг.), полное имя которого Гияс ад-Дин Абу-аль-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури: «Люблю девчонку из Шираза, О том кричу, о том пою, Отдам за родинку у глаза И Самарканд, и Бухару». За эти стихи, полные любви и восторга, Омар Хайям схлопотал четыре года султанской тюрьмы (зиндана). Чаще всего озабочены рассуждением о народной памяти поэты. Например, римский поэт Гораций (65 г. до н. э.– 8 г. до н. э.) оставил после себя оду «Памятник», из которой показываем одну строфу: «Воздвиг я памятник вечнее меди прочной И зданий царственных превыше пирамид; Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный, Ни ряд бесчисленных годов не истребит». Оду Горация перевёл Михаил Ломоносов. В дальнейшем её переложили, с учетом современного языка и событий, другие (в литературе это называется подражанием). Гавриил Державин – в 1795 году: «Так! – весь я не умру, но часть моя большая, От тлена убежав, по смерти будет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить». Александр Пушкин – в 1836 году: «Нет, весь я не умру - душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит - И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит». Поэт Евгений Евтушенко писал в 1970 году: «Ни гранита, ни лабрадора, ни возвышенных слёз, ни речей, а побольше бы милого вздора над весёлой могилой моей. (…………………………………………………) Мне совсем умереть не под силу. Некрологи и траур – брехня. Приходите ко мне на могилу, на могилу, где нету меня». Земля прахом обладает, а душа в памяти живых витает. Нейроны в мозгу людей воссоздают в памяти былые образы и впечатления, и душа как бы одухотворяет их. Владимир Маяковский, виртуоз русского слова и мысли оформлявший свои стихи «лесенкой». Видимо, так он организовывал дополнительные паузы между строчками-ступеньками наряду со знаками препинания. Как я понимаю, это он делал для чтения своих стихотворений вслух (1926 г.): «В наших жилах – кровь, а не водица, Мы идём через револьверный лай, Чтобы, умирая, воплотиться В пароходы, в строчки и в другие долгие дела». Что – жизнь? Она делами слаными красна, полна! Она для счастья нам дана. Жаль только, что она одна! А сто годочков – не предел, Если в жизни много дел. Для себя я подготовил эпитафию: Два свидетельства (о рождении и о смерти) в землю встроили. Хоть бы дЕла два из дел моих, полезных людям, люди вспомнили!.. Как-то в двухтысячном году 82-летний новокузнечанин Иван Степанович Кирьянов душевно и осознанно изложил нам свои мысли в стихах (Литературно - художественный альманах «Озарение», г. Новокузнецк): «Как ни канителишься, Как ни прёт бравада, Никуда не денешься: Умирать-то надо. В грядущее посеяв семя, Идём дорогою труда. Мы все рождаемся на время, А умираем навсегда». Талантливый, самодеятельный новокузнецкий поэт Руслан Сидоров (ушедший из жизни 7 июня 2013 года) философствовал: «Одиночество – норма. Всеобщий удел. Одиночество душ, что живут у тел. Одиночество пишет судьбу и стих. И любовь – одиночество на двоих. И чего восклицать, если так всегда. В одиночестве падает в ночь звезда, И восходит солнце, чтоб видеть мог, По подобию всех, – одинокий Бог». В память Владимира Христофоровича Соболева, преподавателя высшей математики извлечены заметки с полей студенческого конспекта (1959 г. ): Четвёртый век до нашей эры – Забудь попробуй, ну-ка – Что ПИФАГОРА теоремой Основана наука! Как сослан за границу был Французский офицер ДЕКАРТ, Свои энергию и пыл Топил в вине, в азарте карт. А математике он дал Координаты-шифры. Как первый логарифм познал Простой рабочий ШТИФФЕ. Весьма сюрпризно слышать нам, Что геометрия ЭВКЛИДА Вся может расползтись по швам И стать другого вида. Что ЛОБАЧЕВСКИЙ доказал: Прямая есть кривая. Ведь это мировой скандал! Но жизнь – она такая… Так этот лекций пересказ И дальше можно продолжать. Ведь то, что СОБОЛЕВ уж даст – Не хочешь – будешь знать! Он мог бы скучно нам читать, И было б скучно слушать. Но тут перед тобою СТРАСТЬ Читает свою душу! Не забудем наряду с «семью чудесами» Новокузнецка и славные дела строителей и жителей Новокузнецка ( Аба -Туры¹, Кузнецка, Сад-Города, Сталинска): 1 Большую Советскую мы открываем: На первой странице стоит Абагур. В конце Энциклопедии наша Яя. Такой вот РАЗМАХ У КУЗНЕЦКИХ КУЛЬТУР! 2 Кузнецкий Острог встал на юге Сибири Средь местных улусов с частицей Аба. КУЗНЕЦКИЙ ОСТРОГ КАЗАКИ ЗАСТОЛБИЛИ Как фортификацию против врага. До этого много набегов знавали Меж горных хребтов, по излучинам рек КУЗНЕЧНЫЕ ЛЮДИ, что мирно КОВАЛИ Здесь кричным железом⁶ ЖЕЛЕЗНЫЙ СВОЙ ВЕК. 3 Ещё ЗОЛОТИШКО И КАМЕННЫЙ УГОЛЬ Лежали повсюду, ну прямо у ног. Слегка наклонившись, немного с натугой, Лишь ТОЛЬКО ЛЕНИВЫЙ ПОДНЯТЬ ИХ НЕ МОГ. 3 Ступень – за ступенью лопатами дружно Копали под ДОМНУ большой котлован. «ВОЗДВИГНУТЬ её ЗА ТРИ ГОДА нам нужно!» Тяжёлый, вручную, но выполнен план! 4 А чтобы связать это место работы С посёлком Сад-город (вот так называй!) При полной поддержке властей и заботе, ВПЕРВЫЕ В СИБИРИ ПУСТИЛИ ТРАМВАЙ ! 5 Не только работать лопатой так просто – Наш предок мозгами горазд был тряхнуть: Расширил возможность КУЗНЕЦКОГО МОСТА,– Под поезд с трамваем, – ТРЁХРЕЛЬСОВЫЙ ПУТЬ 6 Лишь только война наступила на горло, Белану² приказ поступил сверху-вниз: «Немедленно вам переделать цикл полный, Чтоб ТАНК С САМОЛЕТОМ ОДЕТЬ В БРОНЕЛИСТ!» В обычном мартене броню выплавляли, А лист прокатал рельсобалочный стан. За новый подход к технологии стали Носителем ордена КМК³ стал. 7 ТРИНАДЦАТИТЫСЯЧНО - ТОННУЮ ДОМНУ СЛАБО ПЕРЕДВИНУТЬ на сто один метр?! Чтоб сталеплавильщикам медлить не долго, Чугун подавался предельно нагрет, 8 РАСПЛАВЛЕННЫЙ, жидкий и ЧЕРЕЗ ВЕСЬ ГОРОД В сигарах-вагонах, что «крестный» тот ход, На ЗСМК⁴ с КМК, – ум и норов! – ВОЗИЛИ ЧУГУН. И дивился народ! 9 Шахтёры вгрызались, достать чтобы уголь И, как говорили, поднять на горА. С ЗЕМЕЛЬ ПОДРАБОТАННЫХ ЗАНЯТЫЙ УГОЛ ЖИЛЬЁМ уж СНОСИТЬ приходила пора. 10 Чтоб город достроить в болотной долине, Включили гидравлику – пульпонасос И СМЫЛИ С ГОРЫ ПОЛГОРЫ ЧИСТОЙ ГЛИНЫ, И метра на три где-то ГОРОД ПОДРОС! 11 Ах! Выповский ПАМЯТНИК «ДРУЖБА НАРОДОВ » ⁵ Навек не увянет бетонным цветком. Он ОБЪЕДИНИТ ЛЮДЕЙ разной породы, СОГРЕЕТ СЕРДЦА всех взаимным теплом! 12 Чтоб ВСПОМНИТЬ ПОГИБШИХ ШАХТЕРОВ семьёю, Воздвигли Христова Рождения ХРАМ. А чтобы связать небо с грешной землёю, Преображенский из пепла – к нам. 13 ОТКРЫТЫ ВОРОТА МАСШТАБНЫХ ТУРИЗМОВ ИЗ НОВОКУЗНЕЦКА есть путь в любой край: В Алтай, на Тыву или к шорцам без визы, В Монголию, Индию, хочешь, - в Китай… К примеру, приветили сноубордистов - В заснеженный шорский крутой Шерегеш. Где СПУСК ПОЛУГОЛЫХ ЛЮБИТЕЛЕЙ ИСТЫХ , ВРАЗ ТЫЩА ПЯТЬСОТ – вот рекорд ещё свеж! 14 КОСНУЛИСЬ тебя ДОСТОЕВСКИЙ, ОБНОРСКИЙ, БУЛГАКОВЫХ – БРАТЬЕВ РАСТИЛ, как отец, (Один – у Толстого служил под конец) ТВОЙ ТРУД ПОДДЕРЖАЛ и воспел МАЯКОВСКИЙ! Гордимся тобою мы, Новокузнецк! 15 В ЧЕТЫРЕСТА ЛЕТ постепенно, – не сразу, – Из Золушки ПРИНЦЕМ ТЫ СТАЛ наконец, Когда-то задымленный, страшно чумазый, А ныне цветущий наш Новокузнецк, А ныне блестящий наш Новокузнецк! ¹Аба-Тура – (шорск.) Отец-город или Город кузнецов, так как покровителем шорцев-кузнецов был Бог Аб. Отголоски этого имени слышатся в ныне существующих названиях реки Абы и в поселениях на территории Новокузнецка: Абагур, Абашево статья Т. Тудегешевой (Туд-Кан) в газете «Кузнецкий рабочий» от 25. 07. 1998 г. «Кузнецк старше, чем принято считать».) ² Белан Роман Васильевич - Директор КМК ³ КМК – Кузнецкий металлургический комбинат ⁴ ЗСМК – Западно-Сибирский металлургический комбинат ⁵«Дружба народов» - официальное название: «Монументальная архитектурная композиция, посвященная 50-летию создания СССР». Автор памятника архитектор Александр Иванович Выпов. ⁶Кричное железо – продукт, получаемый в период с 14 по 18 век путем рафинирования чугуна, превращая его в крицу массой в 50 – 100 кг и в дальнейшем проковывая её с выжиманием шлака. В результате железо становится ковким (сварочным).

Ответов - 12

Дмитрий Семенов: Это точно фантастика.Не реклама???

Татьяна: Бытовая фантастика решает бытовые проблемы города – в данном случае создание многоуровневого колумбария, который бы хранил прах умерших жителей многих городов Кемеровской области. Неплохая идея в наше время, но люди стараются жить и умирать поблизости со своими родственниками. Думаю, что автор решил бы и эту проблему – обслуживание онлайн, таблетки забвения, да мало ли что можно придумать? Выбран Новокузнецк как символ первого трамвая в Сибири, пульпонасоса, который превратил болотистое место в город, да и много чего перечисляет автор для того, чтобы связать первый в Сибири супер – колумбарий с достижениями уважаемого города на берегу Томи – Новокузнецка. По стилистике рассказ похож на рекламу. Автор хорошо знает историю развития города и края, но форма эссе без героя, без сюжетной линии, без развития характера принижает литературные качества рассказа. Это моё мнение. Предложила бы автору ввести проблему, например «кладбища переполнены» и герой решает её. Мотив – почему автора и героя это волнует? Какие препятствия они испытывают и как преодолевают? Почему автор приводит строчки о смерти, как это связано с жизнью и судьбой героя рассказа (которого, увы, пока нет)?

Дмитрий Семенов: Татьяна пишет: Выбран Новокузнецк как символ Не хочу чтобы Новокузнецк стал некрополем...да это породит кучу фантастических рассказов в стиле зомби или там данжа "Некрополис" просто не хочу...


Татьяна: Дмитрий Семенов пишет: Не хочу чтобы Новокузнецк стал некрополем Полностью согласна!!!! Новокузнецк достоин других символов - позитивных, творческих и жизнеутверждающих!!!!

Дербулов: Очень странное эссе, мною так понято это сочинение. Кентавр какой-то! Отсутствие перехода из первой части во вторую (условная граница перехода - заметки с полей студенческого конспекта 1959 г. и 15-ти стишием). Можно применить метод музыкального шоу "Маска" на НТВ: Соболев В.Х., заведующий кафедрой математики в Сибирском металлургическои институте. У него в конце 1940-х гг. обучался ещё Борис Иннокентьевич Ашпин, ставший инженером-доменщиком и впоследствии директор ЗСМЗ-ЗСМК (Запсиб). Значит, Автор будет помоложе Директора Запсиба. Но, возможно, автор эссе - это программа от робототехники? Например, этот рассказ - тест на смекалку: смогут ли писатели-фантасты определить искуственный интеллект, затесавшийся в их среду? Тем более, в описании выделки кричного железа допущена ошибка: "рафинирование чугуна". Но англичане потому и назвали чугун pig iron - свинское железо, что на обработку ковкой оно не годится, ибо хрупкое! Точка разделения между сталью и чугуном 2,14 % С (углерода). А в доменном чугуне углерода порядка 4,5 - 4,7 %. Потому шорцы всё же проковывали крицу, извлечённую из маленькой сыродутной печи; а чугун стал появляться при выплавке в более крупных плавильных агрегатах - когда стали наращивать производство. Рафинирование чугуна всё же есть: представляет собою присад в жидкий чугун реагентов посредством их вдувания в ковш для обессеривания расплава. И всё же остался вопрос: "А был ли мальчик-то?"

Вегатрон: Хм, в общем-то рассказа нет. Как мне объяснили предыдущие комментаторы, это эссе. Что ж, пусть будет эссе. Спасибо за литературный экскурс по Новокузнецку. Удачи!

Андрей: Красивая обзорная лекция. Не получилось цельного литературного произведения. Получился игривый разговор о смерти. Этим грешат даже большие поэты, на которых ссылается автор. Память должна быть вознесена, а не захоронена под землю. Многоэтажные мастодонты под землей на месте нынешених угольных выработок предлагал сделать на страницах "Кузнецкого рабочего" Валерий Ларин. Неудачная, дорогая идея... Пусть будет эссе, а не лекция. К сожалению, автор затерялся в лабиринтах своего накопленного литературного груза. Читать можно, печатать нельзя.­

ТатьянаП: А можно темным людям пояснить, что означает эта табличка?

Solo: В данный рассказ пришлось вчитаться - для себя сделал такой вывод Это доклад о проектном решении с обоснованием замысла, описательной частью проекта плюс историческим-эмоциональным подкреплением. Каждый проект это ни что иное как фантастика. В целом зачет, но если рассматривать произведение как рассказ (а не доклад защиты проекта) хотелось бы включить в это произведение сюжет, действующих лиц которые в развитии сюжета раскрыли бы суть проектного предложения.

Ёжкин кот: Не понял сие в качестве рассказа... Если это эссе - но вроде в положении о конкурсе говорилось о фантастическом рассказе... Если это проект - то тоже не по адресу. Но не хотелось бы, чтобы этот проект утвердили. Согласен с Дмитрием и Татьяной - не хотелось бы, чтобы Новокузнецк стал ещё и некрополем...

Кот Матроскин: Начали за здравие... ан нет, начали за упокой, и им же закончили. Только некрополем Кузне и не хватало стать, нет уж, спасибо, я солдат ещё живой. (с) А такого обилия цитат я, признаться, и в студенческих работах не наблюдала. Вот зачем было этакий огород городить?

МЦЫРИ: Начало этого сочинения даже несколько шокирует. Необычно.Но, с другой стороны, почему не показать своё видение проблемы, которая в той или иной степени касается всех? Мысль автора эссе движется от подземного колумбария в котловине у Новокузнецка к определению души, от души - к природе, от неё к поэтам, классикам и современникам, местным авторам; далее к студенческому конспекту ( тоже в стихах) и - к истории и людям Новокузнецка. Все части этого произведения хотя и с натяжкой, но логически связаны. Эссе с краеведческим уклоном. Или каламбур. Но связь его с темой конкурса трудно уловить.



полная версия страницы