Форум » Конкурс 2021 "Удивительное рядом, но..." » Рассказ №9 "Обратная связь" » Ответить

Рассказ №9 "Обратная связь"

Граф О'ман: В рассказе присутствует много символов, которые не читаются форумом, поэтому для адекватного прочтения рассказа предлагаем ознакомиться с текстовым файлом по ссылке:https://disk.yandex.ru/i/7VIC39wulphpUA Рассказ №9 ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ научно-фантастический рассказ Окончательная причина не влечёт своего следствия реально, но след-ствие становится познаваемо А. Шопенгауэр - Профессор, Вы действительно считаете, что причинно-следственные связи цикличны? - Да, я утверждаю именно это. Я немного помолчал, соображая дальнейший ход интервью и рас-сматривая бородатую физиономию профессора. То, что это в высшей сте-пени необычный человек, сомневаться не приходилось. Достаточно лишь мельком взглянуть на него, чтобы удостовериться в этом. Во-первых, борода. Это была не острая интеллигентная бородка, не гномий полукруг и не брутальный многоугольник. Нет, это было нечто средневековое, огромное, ворсистое, чёрное с проседью, спускающееся мягким водопадом до живота. В двадцать первом веке такого не носят. Борода шла не только вниз, но и вверх, закрывая губы, щеки и уши. Лишь большие, немного на выкате, с тёмно-серыми зрачками глаза и огромный слегка горбатый нос останавливали её напор. Естественно, име-лись и разлапистые, грозно-внушительные подвижные брови. Выше бро-вей волосяной покров отсутствовал совершенно. Казалось, волосы исчез-ли, чтобы не мешать глубокомысленным размышлениям, циркулирующим постоянно и мощно под этим высоким отвесным лбом. Одет профессор был в яркий вязаный свитер и новые костюмные брюки  явно в честь данного интервью. Я сел поудобнее в старом скрипящем кресле и продолжил. - Итак, давайте разъясним нашим читателям Вашу гипотезу подроб-нее. Насколько я понимаю, основная идея состоит в том, чтобы что цепоч-ка «причина  следствие» не является линейной. - Совершенно верно. - Далее, Вы предполагаете, что на некотором этапе следствие начи-нает обуславливать далеко отстоящие от него причины. Брови иронично и одновременно одобрительно качнулись по направлению к носу. - Правильно. - Но как это объяснить? Ведь это звучит алогично. Произошедшее явление или событие уже имеют место быть. Если же они влияют на при-чины, их породившие, то произойдёт их изменение, которое, в свою оче-редь, снова изменит причины, и так до бесконечности. Получаем парадокс. Борода немного поднялась вверх, и профессор шумно вздохнул. - Молодой человек, Вы знакомы с теорией обратной связи? - Не совсем. Брови сочувственно изогнулись. - Так я и думал. Профессор басовито кашлянул, прикрывая кулаком ту часть боро-ды, где должны были находиться губы. - Давайте попробуем разобраться, так как в противном случае ни Вам, ни вашим читателям ничего понятно не будет. - Отлично, профессор. - Надо сказать, что теория обратной связи универсальна. Она при-сутствует практически во всех разделах техники, в медицине, социологии, психологии и других науках. Обратная связь может быть отрицательной и положительной. Первая делает системы стабильными, а вторая, наоборот, лишает их стабильности. Это понятно? - Пока что, да. Профессор одобрительно кивнул. - Прекрасно, тогда двинемся дальше. Вначале рассмотрим работу отрицательной обратной связи. Профессор с лёгкостью, неожиданной для семидесятилетнего полно-го человека, поднялся с кресла и подошёл к небольшой школьной доске, висевшей рядом с огромным коричневым шкафом, взял мел и начертил следующее. Глаза, нос, брови и борода посмотрели на меня так, что я почувство-вал себя первоклассником, которому объясняют трудный урок. - Это структурная схема замкнутой системы, то есть системы с об-ратной связью. Профессор немного помолчал, ожидая пока я осознаю сказанное, и продолжил, громко стукая мелом в нужные места рисунка. - Величина Х изначально воздействует на систему. В нашем случае Х  это исходная причина рассматриваемого явления или события Y. Это по-нятно? - Да, вполне… - Параметр А  это коэффициент передачи прямого тракта системы, а параметр В  коэффициент передачи обратной связи. Схема работает та-ким образом, что … Профессор принялся записывать формулы, делая это легко, уверен-но и с некоторым азартом. (1) (2) (3) Я начинал чувствовать, что перестаю понимать объясняемое, но профессор уже не обращал на меня внимание, поскольку явно вошёл во вкус излюбленной теории. - Подставляя формулу (1) в формулу (3), а затем полученное в фор-мулу (2), имеем… (4) - Теперь выразим Y … (5) - Как видите, искомое следствие Y зависит от причины Х, а также от параметров А и В. Профессор замолчал и посмотрел на меня, очевидно, ожидая реак-ции восхищения от результатов выкладок. Но, наверное, моё лицо выра-жало эмоции, связанные с недопониманием, недостаточной компетентно-стью и тому подобным, поэтому профессор громко вздохнул и продол-жил. - Давайте рассмотрим конкретный пример причинно-следственной связи. В качестве следствия возьмём … Возьмём структурную схему, ко-торую я изобразил на доске. Какова изначальная причина того, что я это сделал? - Очевидно, моё интервью? - Верно. Ваше интервью вынудило меня начать объяснение теории, в которой без такой схемы не обойтись. И эта необходимость обусловлена параметром А в схеме. Чем она сильнее, тем больше значение А. Предпо-ложим, что она очень сильна. Тогда, соответственно, значение параметра А будет очень высоким. Это понятно? - В некотором смысле … - Превосходно. Давайте, преобразуем выражение (5), разделив чис-литель и знаменатель на А … (6) - Согласны с такой записью? - Гм-м-м … - Хорошо. Теперь устремим параметр А к бесконечности. В резуль-тате получим … (7) - Таким образом, в этом случае, молодой человек, следствие зависит только от причины и параметров обратной связи. - Вы хотите сказать, что если необходимость следствия под действи-ем причины очень велика, то эта необходимость не влияет на результат? - Совершенно верно! И профессор так громко хлопнул по шкафу рукой, что я вздрогнул. - Профессор, но как же Вы тогда объясняете обратную связь? - А вот это, молодой человек, и есть самое интересное и важное в моей теории. Я уверено кивнул, пытаясь перейти из роли бестолкового ученика к роли репортёра. - Слушайте внимательно и записывайте. Я выдвинул диктофон несколько вперёд. - Обратная связь в нашей схеме представлена параметром В. По от-ношению к рассматриваемому примеру, то есть причинно-следственной связи, побудившей меня изобразить структурную схему на доске, пара-метр В означает конкретный вид изображаемой схемы в зависимости от того, что я начал уже изображать. Дело в том, что эту схему можно нари-совать по-разному в соответствии со знаниями и восприимчивостью ауди-тории, то есть в данной ситуации Вас, молодой человек. Профессор снова немного помолчал, глядя при этом не на меня, а несколько в сторону. - Обратная связь всегда динамична при изменении значений воздей-ствующей величины Х и влияет на результат Y, внося корректирующее воздействие в зависимости от предыдущих значений Y. Однако, обратите внимание, что в отрицательной обратной связи это корректирующее воз-действие вычитается из входной величины Х, позволяя достичь некоторого неизменного значения Y при неизменном значении Х. - Вы имеете в виду, что отрицательная обратная связь  это стабиль-ность в цепочке «причина  следствие»? Профессор взглянул на меня с некоторым изумлением и энергично закивал, погружая кончик носа в мягкую бороду. - Совершенно верно! - Но давайте вернёмся к примеру. Расскажите подробнее, профессор, как повлияла обратная связь на вычерчивание схемы на доске? - Хорошо. Думаю, всё происходило следующим образом. Вначале я нарисовал «Х», а затем показал стрелку, идущую от него. Уже на этом этапе началось действие отрицательной обратной связи. Дело в том, что между Х и стрелкой можно было поместить блок с некоторым коэффици-ентом, что, однако, усложнило бы объяснение. Как я это понял? Очевидно, у меня в голове очень быстро возник такой вариант схемы с дополнитель-ным блоком. Получаемое выражение для Y по формуле (5) стало бы слож-нее, что затруднило бы дальнейшую цепочку моих рассуждений. Таким образом, первое следствие Y воздействовало на меня через обратную связь, заставив меня отказаться от дополнительного блока между Х и по-следующей стрелкой. Всё сказанное справедливо и для остальных элемен-тов схемы. Так, например, если бы передо мной сидел не молодой репор-тёр, а коллега по работе, я бы изобразил коэффициенты А и В не как кон-станты, а как динамически изменяющиеся величины, воспользовавшись, скажем, операторным преобразованием Лапласа. - Да, тогда бы я точно не понял ни слова. - Конечно. Вот вам и обратная связь! - А положительная обратная связь, как она работает? - При объяснении положительной обратной связи в структурной схеме нужно сделать только одно изменение. Профессор дорисовал символ «-» в кружке на схеме, заменяя его на «+». - Далее, соответственно, в знаменателе формулы (5) «+» нужно за-менить на «-». Что профессор и проделал, используя в качестве тряпки свою боро-ду. Последнее почему-то не вызвало у меня удивления. (8) - Из этой формулы понятно, что если больше единицы, то зна-чение Y станет отрицательным. Если же равно единице, то Y устре-мится к бесконечности. В обоих случаях по отношению к причинно-следственным связям значение Y, то есть следствия, будет кардинально от-личаться от значения Х, то есть причины. - Приведите пример такой ситуации, пожалуйста. - Хорошо. Самый наглядный пример положительной обратной свя-зи в событиях  это несчастные случаи. - Несчастные случаи? - Да. Предположим, человек идёт по краю оживлённого шоссе, а сзади на большой скорости приближается автомобиль. Основная причина развития событий, скажем, это звонок телефона, отвлекший водителя, и, как следствие, быстрое приближение автомобиля к пешеходу. Пока рас-стояние до пешехода безопасно, о влиянии положительной обратной связи говорить не приходится. Но как только автомобиль приблизится на опас-ное расстояние, пешеход попытается резко отскочить в сторону под дей-ствием отрицательной обратной связи. Однако, если скорость автомобиля слишком высока, расстояние между ним и пешеходом будет быстро со-кращаться. При этом отрицательная обратная связь превратится в поло-жительную, и автомобиль ударит пешехода, что соответствует смене знака в формуле (8). Профессор сел обратно в кресло, ожидая моих вопросов. Я собрался с мыслями и спросил, стараясь смотреть ему в глаза, а не на бороду: - Ну хорошо, а какова общественная значимость Вашей теории? - А-а, это, я думаю, очевидно … Однако я успел заметить, что профессора несколько смутил мой во-прос. - Во-первых, моя теория объясняет суеверия. - Вы хотите сказать, что Ваша теория доказывает ошибочность суе-верий? - Нет, молодой человек, не ошибочность, а истинность. - Истинность? - Да. Согласитесь, что большинство суеверий основано на так назы-ваемых приметах. Вам перешла дорогу чёрная кошка, или вы рассыпали соль. В подобных ситуациях многие люди предполагают в будущем нега-тивные следствия, которые действительно случаются через некоторый от-резок времени после обнаруженной приметы. - Но профессор, причём же здесь обратная связь? - Приметы  это результат влияния обратной связи. Предположим, что на шкале времени уже известны и причина, и следствие. При наличии обратной связи следствие воздействует на причину в виде различных кор-релирующих с ней событий. Такие события накапливались в памяти чело-вечества и воплотились в приметы. - А может быть, наоборот, увидев чёрную кошку, мы предполагаем негативные события, и они происходят с нами под действием самовнуше-ния? - И это не противоречит моей теории. В комнате воцарилась тишина. Я отчётливо услышал тиканье настенных часов, которое, казалось, исходило из недр шкафа. - Профессор, а кроме суеверий, что ещё? - Просмотр событий будущего. - Каким образом? - Посмотрите внимательно на структурную схему, а именно на па-раметр . Он находится между X и Y. Так вот, я утверждаю, что представляет собой промежуточное следствие, возникающее через не-большой интервал времени после наступления события X. Этот интервал должен быть очень коротким, но таким, чтобы мы заметили и восприняли событие . Думаю, что речь идёт о единицах, максимум о десятках се-кунд. Для наступления окончательного следствия Y требуется больше вре-мени. Это могут быть часы, дни или даже месяцы. Профессор медленно провёл по бороде рукой и, убедившись, что я внимательно слушаю, поднялся с кресла и снова подошёл к доске. - Давайте подставим формулу (1) в формулу (3). Тогда получим… И профессор записал очень мелкими символами в оставшемся сво-бодном уголке доски: . (9) - Посмотрите, если мы зафиксируем событие Х, а затем через корот-кий интервал времени событие , то в формуле (9) останутся только два неизвестных: Y и В. При наличии сведений о параметре В мы можем вы-числить Y, выразив его… И профессор стёр последнюю формулу бородой, записав новую: . (10) - Но профессор, Вы говорите о значениях параметров и событиях. Как то, что произошло, можно записать математически? - Отличный вопрос, молодой человек. Необходим алгоритм для ко-дирования событий в числа. - А такого алгоритма ещё нет? - К сожалению, пока нет. Это предмет моих нынешних разработок. - И далеко Вы продвинулись? - Порядочно. Пока не буду рассказывать подробности, но основная идея состоит в использовании кодирования наподобие молекулы ДНК. - Ладно, профессор, предположим, Вы разработаете этот алгоритм. Тогда с его помощью можно будет предсказывать будущее? - Предсказывать события с некоторой вероятностью на основе фор-мулы (10). - А как же значения параметра В? Профессор посмотрел на меня с некоторым раздражением, как будто бы я затронул слабое место в его теории. - Неплохо, неплохо, молодой человек… Да, действительно, в полу-чении значения параметра В приходится столкнуться с определёнными трудностями. Это, кстати, также является направлением моих текущих ис-следований. На данный момент я считаю, что самый надёжный способ по-лучения значений параметра В заключается в накоплении базы знаний о явлениях родственных категорий. Например, результаты спортивных со-стязаний. Предположим, что событие Х представляет собой факт того, что в рассматриваемой шахматной партии первыми сделали ход белые. Тогда событие  это конкретный ход. Событие Y будем рассматривать как результат партии. Переведя все события в числа, можно получить значе-ния параметра В на основе формулы (10) … И снова в ход пошла борода. . (11) - Изучив большое количество партий, можно вывести математиче-ское ожидание параметра В, а затем использовать его для предсказания результатов следующих партий уже по формуле (10). - И в чём же смысл? - Никакого смысла. Это только простейший пример. Более сложный вариант  это, например, температура воздуха  параметр, зависящий от огромного количества факторов. Но, накопив за несколько десятилетий базу знаний для получения значений параметра В, можно существенно по-высить вероятность прогнозов погоды, в том числе и долгосрочных. Профессор вздохнул, и вдруг его глаза широко открылись, а брови поднялись чуть не на вершину лба. Двигаясь как-то скованно и неесте-ственно, он подошёл к шкафу, открыл дверцы, вошёл внутрь, и закрыл их за собой. В шкафу раздался грохот, дверцы внезапно распахнулись, и я увидел, что шкаф совершенно пуст. Я не помню, как я оказался на улице, но всю дорогу до редакции ме-ня преследовала мысль: «положительная обратная связь в действии».

Ответов - 8

Татьяна: Мда... никакого смысла... Остался вопрос: "Автор сам понимает смысл этих формул?" Их можно применить к любой теме...

Дмитрий Семенов: Татьяна пишет: Мда... никакого смысла.. Ну автор в конце так и пишет : -И в чём же смысл? - Никакого смысла. И я с автором согласен.Смысла особого это читать нету. Для того чтобы пользоваться телевизором например не надо знать теорию фотопроводимости на которой основано телевидение... Это конечно удивительно ,но...

Вегатрон: Простите, а что это было? Не рассказ - точно. Изложение какой-то научной теории? Но даже научные теории имеют тему и порой весьма увлекательны. Извините, автор, совсем мимо.


Solo: А мне понравилось что то в этом есть - и идея и её изложение!

Ёжкин кот: Мяу! Вот это точно не для кота. Вся эта математическая тарабарщина - а нужна она в рассказе? Ничего не понял, а учебника высшей математики под рукой нет. Да и разбираться нет желания. Если в художественном тексте для донесения идеи нужна такая математика - это не художественное произведение, а, в лучшем случае, - научный трактат...

Solo: Ёжкин кот пишет: Мяу! Вот это точно не для кота. Вся эта математическая тарабарщина - а нужна она в рассказе? Ничего не понял, а учебника высшей математики под рукой нет. Да и разбираться нет желания. Если в художественном тексте для донесения идеи нужна такая математика - это не художественное произведение, а, в лучшем случае, - научный трактат... А тут не требуется вникнуть в данные формулы пожалуй достаточно уловить идею

Кот Матроскин: Видимо, у меня недостает читательской квалификации для адекватного прочтения сего рассказа. Соответственно, и для комментария тоже.

МЦЫРИ: Читая этот рассказ, напоминающий большею частью научную лекцию ( что естественно, не всем по зубам, точнее, по уму) в какой-то мере, перевоплощаешься в одного из героев, журналиста, который также не понимал профессора. Автор"точно передал состояние, возникающее от встречи с данным текстом: "моё лицо выражало эмоции, связанные с недопониманием, недостаточной компетентностью и тому подобным", или "я почувствовал себя первоклассником, которому объясняют трудный урок," или"Я начинал чувствовать, что перестаю понимать объясняемое". А вы что хотели? Научно-фантастический рассказ. Автор знает больше нас, за что ему уважение. Кто не дотягивается до его уровня, для того текст не читабелен. Однако, я думаю, рассказ соответствует теме. Автор намеренно сделал такой ход, чтобы было не читабельно, мало понятно, необъяснимо. В этом и заключается "но". Это тоже по-своему интересное решение. Неплохо было бы разобраться с причинно-следственными связями, но...увы...



полная версия страницы