Форум » Конкурс 2019 "Library stories (Библиотечные истории)" » Рассказ №16 Хранительница мудрой горы и кардинал Мазарини » Ответить

Рассказ №16 Хранительница мудрой горы и кардинал Мазарини

Граф О'ман: Рассказ №16 ХРАНИТЕЛЬНИЦА МУДРОЙ ГОРЫ И КАРДИНАЛ МАЗАРИНИ ( Сказка про несказку) Леночка и «чудо-юдо рыба кит» Далеко, далеко, на юге Западной Сибири, в городе жарких сердец, пепельных снегов и светлых надежд, под охраной древних стен Кузнецкой крепости жила девочка. Мама, папа, младший братик и подружки звали её Леночка. Когда же девочка приезжала погостить к бабушке, добрая говорунья обращалась к ней не иначе как: умная головка, приметливые глазки, шёлковые коски и сахарные ножки. Почему умная? Да потому что, несмотря на малый возраст – восемь годков отроду – девочка уже прочитала целую гору книжек: русские народные сказки, все сказки Пушкина и «Конька-горбунка» Ершова. Её белые сахарные ножки мелькали по улицам и закоулкам таёжного посёлка, где жили бабушка с дедушкой, между осинок, берёзок, ёлочек и сосёнок в поисках новых впечатлений, необычных красок и звуков. Её приметливые глазки замечали всё: и красоту окружающих посёлок холмов, и разнообразие фестивалей сибирских цветов, и дружную семейку весёлых опят, и ночные огни спящего в прибрежном тумане города. Весь окружающий мир казался Леночке сказочным. Да и сам посёлок Тайжина – повелитель ветров и покоя, расположенный на возвышенности, тянущейся с северо-запада на юго-восток на высоте около трёхсот пятидесяти метров, напоминал девочке волшебную «чудо-юдо рыбу кит», которая вот-вот оживёт, зашевелится и поплывёт в океан со всеми кривенькими полосками огородов и вишнёвых садов, коробками кирпичных обветренных домов, небольшими частными домиками и главным символом поселка – водонапорной башней. А ещё здесь был самый чистый в области воздух, да и снег всегда выпадал белый, как лебединый пух. Прекрасные незнакомки Леночка очень любила вечерние часы, когда, поблагодарив солнце за удачный день и закрыв резные ставни, в комнату заходила бабушка, чтобы расплести растрепавшиеся за день шёлковые коски и пожелать внучке спокойной ночи. Нехитрое убранство комнаты составляли: шкаф, диван, стол, самодельная этажерка, часы с боем и старинный громоздкий комод, на котором стояли две глиняные женские фигурки, скромная ваза из голубого стекла и сшитая из разноцветных открыток шкатулка. По вечерам комната наполнялась завораживающей музыкой и голосами героев радиопередачи «Сказка за сказкой». Вот и в тот июньский вечер девочка приготовилась к встрече с Хозяйкой Медной Горы уральского сказочника Бажова. Из радиоприёмника послышалась песенка вездесущих юрких ящерок – верных спутниц Хозяйки, напоминающая перезвон маленьких колокольчиков: «Чудится–не чудится, пока не поёт. Сбудется–не сбудется, Хозяйка идёт». Робкий лунный лучик проник сквозь неплотно прикрытые ставни, наполнив всё пространство комнаты таинственным светом, и по волшебной лунной дорожке с комода спустились две женщины невероятной красоты. Теперь Леночка могла как следует рассмотреть их диковинные наряды и украшения. – Здравствуй, девочка! Узнала ли ты меня? – спросила та, что постарше, в роскошной переливающейся самоцветами короне и сером платье, усыпанном чёрными сверкающими минералами, очень похожими на уголь, которым дедушка Илья топил печку. –Да уж не сама ли Хозяйка Медной Горы передо мною?! – неуверенно воскликнула девочка. – Конечно, Хозяйка… Да только не Медной, а Огнедышащей Горы! – Я уже давно указала путь к её главным сокровищам коренным жителям Кузнецкого края: абинским татарам – кузнецким шорцам, которые давно знали о «дымящейся горе». А в 1721 году «раскалённый угольный пласт, извергающий дым и огонь» в устье речки Абашевки возле деревни Боровково увидела экспедиция Д. Мессершмидта. Сегодня уголь приносит огромную пользу человеку: согревает, готовит пищу, освещает жилище, используется как сырьё в металлургии... Знаешь ли ты, девочка, что уголь это второй хлеб Кузбасса? Кое-что из того, что рассказала Хозяйка, было известно Леночке, ведь её папа, дяди и другие родственники и знакомые работали на шахте, и она любила их за весёлый характер, за доброту и всегда узнавала по подведённым угольной пылью глазам и белоснежным улыбкам. Вторая женщина, такая же ослепительная и неземная, улыбаясь, внимательно прислушивалась к их разговору. Её убранство отличалось от наряда Хозяйки Огнедышащей Горы: летящий подол нежно-голубого платья, напоминал тончайшие, исписанные текстами, нотами и формулами свитки; расшитый золотыми и серебряными звёздами и планетами лиф ловко облегал её статную фигуру, а ниспадающие водопады рукавов манили в неизведанные миры. В руке она держала … огромную раскрытую книгу. – Кто Вы – такая молодая и красивая?!.. – восхищённо спросила Люба. –Я тоже Хозяйка, вернее – Хранительница Мудрой Горы, вот только богатства мои нельзя ни увидеть, ни потрогать, ни купить, ни продать – это знания, и за ними нужно идти всю жизнь. Они никогда не иссякнут, а от поколения к поколению их передают книги … – Как бы я хотела попасть в эту сокровищницу! Не могли бы Вы показать мне туда дорогу? – умоляюще попросила Любочка. – Я хотела бы прочитать все эти книги, чтобы узнать, как помочь тем, кто чувствует себя не очень счастливым в этом мире. – Твоя мечта сбудется при условии, что ты не просто прочитаешь много книг на русском и иностранных языках, но и научишься рассказывать людям о своих жизненных впечатлениях и сокровенных желаниях, а также поможешь им нарисовать портрет своей души, – ответила красавица. А приведёт тебя в одну из сокровищниц мировых знаний почтенный седовласый господин – рыцарь-бакалавр со шпагой, одетый в расшитый золотом чёрный фрак. Я же буду давать подсказки на протяжении твоей жизни. Прислушивайся к себе и к тому, что тебя окружает – и всё исполнится, – проговорила Хранительница журчащим голосом и добавила:– Сказки Александра Сергеевича ты уже знаешь наизусть и умеешь различать « добро» и «зло». Теперь ты должна научиться дружить и помогать другим людям в осуществлении их желаний. Завтра вечером ты получишь мою первую подсказку. А теперь прощай! Мы ещё не раз увидимся, дорогая! – Затем она закрыла волшебную книгу , и обе прекрасные гостьи растворились в полумраке ночной комнаты. Первые подсказки Хранительницы Проснувшись на следующее утро, Леночка уже ничего не помнила о ночном происшествии. День прошёл как обычно – в постоянных открытиях и небольших радостях: полётах на «поющих качелях» и строительстве домиков для новорожденных котят из глины, травы, кусочков битого стекла и столового фарфора. Случались и мелкие неприятности: разбитые коленки, проказы младшего брата Павлика, нападки бодливой козы по кличке Сатана. Вечером почтальон принёс в дом за зелёными воротами небольшую посылку. А в ней!.. – подарок родителей к предстоящему дню рождения: пришитый к листу твёрдого картона пупсик-голыш, с бутылочкой и ванночкой, и большущая книга. Тут Леночка вспомнила свой чудесный сон и встречу с Хранительницами. «Волшебник изумрудного города» А. Волкова стала любимой книгой девочки, а её герои – лучшими друзьями, с которыми можно было посоветоваться или просто помечтать. И она побежала по своей дорожке вместе с Элли и её спутниками на встречу с горой мудрости и знания. Леночка росла, росла и гора книг в её личной сокровищнице – домашнем книжном шкафу. Вскоре она стала «Лучшим читателем» районной библиотеки, которого определяли по количеству прочитанных книг. Вокруг неё всегда было много ребят – начиная с пятилетнего возраста, девочка читала вслух книги в детском саду. То же самое происходило и в школе, и во дворе, и в пионерском лагере. Она всегда знала, что им нужно было почитать и о чём рассказать. Сказки Шарля Перро, Эрнста Теодора Вильгельма Гофмана и братьев Гримм познакомили её с фантастическим миром простых вещей и людей, их обычаями и традициями. И вот Леночка уже читает их на французском и немецком языках, переживая за героев, восхищаясь их готовностью вступить в борьбу за справедливость, жаждой чудес, наслаждаясь при этом красотой и мудростью иностранной речи. Однажды ночью к ней снова пришла Хранительница и сказала: – Ты прошла только часть намеченного пути. Не сворачивай с него! Ты достигнешь желаемого, если всю свою жизнь посвятишь слову. Оставайся ему верна – тогда я дам тебе третью подсказку, как добраться до Мудрой Горы. Игра в слова Теперь у Леночки была своя тайна – она играла в слова. Точнее сказать, она ими играла. Сначала она их искала… И находила… Она чувствовала их скорое приближение и всегда была готова записать или запомнить. Затем девочка начинала играть словами: переставляла, наполняла новым смыслом, нанизывала их, как жемчужины, на речевые цепочки, заставляя их петь и сверкать… И тогда всё вокруг сверкало тоже. Для каждого находилось доброе слово, а человек, к которому эти слова были обращены, становился лучше, чувствуя, что он кому-то нужен. А рядом была жизнь – очень разная: весёлая, или не очень, мрачная или разноцветная, в клеточку или в незабудку. Но ведь каждый человек: добрый и злодей, старик и ребёнок, полицейский и священник нуждается в тепле и внимании. Леночка родилась поэтессой, вернее, она уже была ею до своего рождения. Только она об этом не знала. Да и никто не знал. Не знал, пока не настало время для её первых книжек стихов, которые рассказывали, как прекрасны земля и жизнь и призывали радоваться каждой счастливой минутке. Постепенно девушка научилась останавливать мгновенья, наслаждаясь миллисекундами счастья, и решила научить этому тех, кто больше всех в этом нуждался – детей. Дети видели красоту знакомого мира, который вдруг становился неузнаваемым, и рассказывали об этом в своих стихах и рисунках. Елена Васильевна видела в этих детских работах, полных света, любви к жизни, улыбки и доброго юмора, отражение души маленького поэта и его самые заветные мечты и тоже становилась счастливой, как в детстве. А ещё она верила, что если произнести желание вслух – оно непременно сбудется. Рыцарь-бакалавр и его шпага Чем старше становилась Лена, тем больше думала о том, как бы не пропустить третью подсказку Хранительницы Мудрой горы. Как-то свежим осенним утром Елена Васильевна получила электронную почту от одного знакомого с просьбой перевести его переписку с известным английским скульптором. Разве она могла отказаться, ведь перевод – всё та же её любимая игра в слова, только слова эти были английские, немецкие и французские. Узнав из писем, что родственник Пола Майкл пишет стихи, она робко попросила прислать ей оригинальные тексты для перевода. Работа захватила Елену настолько, что она забывала о еде и не замечала времени, стараясь разгадать зашифрованные в тексте смыслы и передать всю красоту французских и английских верлибров* средствами родного языка. У неё всё получилось! И тогда к ней ночью снова пришла волшебница и прошептала: «Ты всё делала как надо. Теперь будь готова – не упусти своего шанса!» А дальше всё случилось так, как и предсказала Хранительница Мудрой Горы: Леночка поехала в Париж по приглашению Майкла, рыцаря-бакалавра, обладателя расшитого золотом чёрного фрака и шпаги, на эфесе которой выгравирован девиз «Действовать во благо и радоваться». Елена Васильевна давно мечтала побывать во Франции, да и возможность для этого у неё была. Но, каждый раз, когда она задумывалась об этом, внутренний голос советовал отложить поездку – будто предчувствуя, что судьба уготовила ей иной расклад. Майкл тоже очень любил слова – он писал чудесные стихи и эссе, оберегал французский язык от ненужных заимствований и следил за его чистотой. А ещё он понимал язык птиц и умел разговаривать с ними. Майкл и его супруга Дани сделали всё, чтобы Елена полюбила признанную столицу мировой культуры: прекрасную архитектуру улиц и площадей, шедевры Лувра, кокетливую модницу господина Эйфеля, хрустальную роскошь Версаля, невероятный книжный мир из ящиков букинистов, расположившихся вдоль набережных задумчивой Сены… Елена знакомилась с городом, не предполагая, что её ждёт впереди. Библиотека Мазарини – Завтра мы пойдём в лучшую публичную библиотеку Европы, которая находится в здании Института Франции, объединившем под своей крышей пять Академий, – торжественно сообщил Майкл. Когда Елена Васильевна вошла в читальный зал Библиотеки Мазарини, столетья и времена окружили её. Старинные манускрипты в шкафах из красного дерева, серия из девяноста бюстов, в том числе античных (Философ и Атлет), бюст Бенжамена Франклина, бронзовый портрет кардинала Ришелье, люстра из позолоченной меди мадам Помпадур соединили века и поколения. Коллекция монет, огромный глобус, мраморная чернильница принца Конде, массивные столы из ценных пород деревьев, предметы искусства… И книги… Две тысячи триста первопечатных книг и пять тысяч рукописей. Кардинал Франции и первый министр Короля-Солнце Джулио Мазарини, выдающийся меценат и библиофил, не жалел денег на приобретение книг: их покупали «тюками и пачками на вес, а также метрами — на длину полок». Если книгу нельзя было купить, её переписывали от руки. Библия Гуттенберга, Коран, Талмуд…римские и восточные рукописи… книги по естественным наукам: химии, физике, астрономии, естественной истории, медицине, юриспруденции, философии и теологии, художественная литература… В фонде библиотеки есть много литературы по социальной истории книги и книгоиздания, начиная со Средневековья и до начала XIX века, ретроспективная библиография, история переплётного дела, гравюры и иллюстрации. Самые выдающиеся деятели Франции – «бессмертные» академики: философы Шарль Луи Монтескье и Вольтер, драматурги Жан Расин и Пьер Корнель, баснописец Жан де Лафонтен, сказочник Шарль Перро, учёные Андре Мари Ампер и Луи Пастер, писатели Александр Дюма-сын, Виктор Гюго, Франсуа Мориак, Андре Моруа и др. были читателями библиотеки Мазарини. Здесь они работали, сочиняли и изобретали, творили историю, мечтали о лучшем будущем для жителей Земли. Осознание своего присутствия в этом священном месте заставляло Елену Васильевну, Леночку, склониться ниц перед человеческим гением и в то же время взлетать к небесам от радости, видя и держа в руках книги, к которым прикоснулось само время. Ночью ей снова приснилась Хранительница, которая напомнила, что путь к сокровищнице Мудрой Горы бесконечен и что Елену ожидает ещё множество книг и открытий на пути к сердцам тех, кому это очень нужно. Ведь где-то в Сибири, или в России есть девочка или мальчик, которых любимые бабушки называют «любопытные глазки», «быстрые ножки» или «умная головка» и которые любят читать интересные книжки.

Ответов - 10

Дмитрий Семенов: №16 или №17??? как в тексте?

Граф О'ман: №16 Спасибо, Дмитрий, всё поправил.

Дмитрий Семенов: Очередная Сказочная история. На этот раз про местную угольную гору. К 300-летию Кузбасса... Даже Мессершмидт упомянут и татары... ну и самое заветное желание Кузнечанок -свалить с Кузбасса в сторону Парижа... Сказка... одним словом... про Хранительницу...сколько уже на конкурсе было упоминаний "Хранителей"? Почти в половине рассказов... Вот такая судьба библиотекарей -быть кладовщиками информации...ну и призраков гонять...


Ёжкин кот: Сказочка... для уж очень маленьких детей. Ворох информации, иногда известной, заезженной, иногда новой и интересной. Например, знакомый нам по третьей книге "Трёх мушкетёров" (а чаще по фильму с Боярским) образ скота и интригана кардинала Мазарини предстаёт здесь библиофилом и собирателем. Но рассказа всё равно нет. Есть несколько эпизодов из жизни автора (довольно ярких, знающие автора спокойно его вычислят), облеченных в сказочную форму. Но сюжет несколько разваливается. Он не слеплен в рассказ.

Кот Матроскин: Текст пестрит знакомыми именами. С одной стороны, это притягивает взгляд, с другой - отвлекает от самого рассказа. Всё-таки рассказ предполагает нечто большее, чем перечень того, что мы уже читали и слышали. Здесь сложно сосредоточиться на тексте, в том числе и потому, что он расползается. Большой фрагмент о детстве гг и следом - короткие перескоки по уже взрослой жизни. Честно говоря, основную идею уловить сложно

Елена: Согласна с предыдущим комментатором, - зачем перечислять все имена писателей? Еще увидела некоторую иронию - сказка про не сказку, - намек на толстые обстоятельства? Кое-где имя Леночка меняется на Любочка, недоработочка. Определиться надо о ком пишется-то, о Леночке или о Любочке? Или, как говорится, не важно? Из плюсов - ну, есть некоторые красивости, сказочность. Из глубоких минусов - о чем сказка-то, ну, выросла девочка и что? Посетила библиотеку во Франции и узнала, что рабы-писатели-типа гномы пишут книжки? Ну, как-то, как-то.

ТатьянаП: Такое впечатление, что автор соединил в одном рассказе много. И рассказ, и сказку, и для детей, и для взрослых (вроде как). В результате возникает ощущение мозаичности повествования, в данном случае ничем не оправданное. Может, стоит написать отдельно сказку, отдельно - рассказ? Тем более у автора, несомненно, есть способности и воображение.

УЧИЛКА: Автору необходимо определиться: что же он пишет. Сказку? Про несказку? Для детей? Для взрослых? А пока: детям это явно скучно. Взрослым - некомфортно (будто тебя считают немного умственно отсталым). Местами слишком пафосно. В общем, странное чтение.

ДЕРСУ: Рассказ, видимо, о творческом становлении писателя (скорее всего автора), облачённый в сказочную форму. Что-то получилось лучше, что-то похуже... Мне самое начало понравилось.

Дербулов: Видимо, самое интересное ждёт читателей в продолжении этой трогательной истории...



полная версия страницы